Методические материалы

Методические рекомендации

Проект «Традиционный русский костюм сегодня: возрождение культурной идентичности»

Авторы-составители:

Ломов С.П. – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО и РАХ, зав. кафедрой живописи Московского государственного областного университета

Чистов П.Д. – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета

Галкина М.В. – доктор педагогических наук, Почетный академик Российской Академии художеств, доцент кафедры живописи факультета ИЗО и НР Московского государственного областного университета

Леонтьева В.В. – искусствовед

Гришина О.С. - журналист, искусствовед

Содержание

 1. Цель проекта

2. Задачи проекта

3. Пояснительная записка.

4. Методические задачи.

5. Планирование

6. Общие методические указания по самостоятельной работе с теоретической информацией

7. Методические указания по самостоятельному конспектированию литературных источников.

8. Методические указания по самостоятельной подготовке к защите проекта.

9. Общие методические указания по самостоятельному выполнению художественно-графических работ

10. Методические указания по самостоятельной подготовке доклада

11. Библиография

1.    Цель проекта

Цель проекта  - базируясь на изучении культуры исторического костюма, сформировать у благополучателей фундаментальные основы понимания специфики такого сложного типа художественной деятельности, как дизайн русского народного костюма, для успешного воспитания гармоничной личности на основе русской культурной традиции.

2.    Задачи

  1. Познакомить с процессом создания тканей и историй русского костюма, его элементами, уметь объяснить значение украшения костюма.
  2. Сформировать интерес к познанию истории своей страны и культуры предков.
  3. Развивать творческие и познавательные способности детей и взрослых с учетом их возрастных и психологических особенностей.
  4. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.
  5. Способствовать общему развитию человека, прививая ему любовь к Родине, русской культуре, русскому языку, природе.
  6. Формировать творческую активность историческое сознание, развивать эмоции, воображение и фантазию.
  7. Сформировать представление о культуре исторического костюма как явлении синкретичном, полифункциональном, органично слитым с хозяйственной, семейно-бытовой жизнью человека, определяемой этой жизнью и традиционными мировоззренческими установками народа;
  8. Сформировать умения и навыки по выполнению конструкций исторических костюмов;
  9. Дать представление о костюме как средстве эстетического воспитания и объекте творчества;
  10. Заложить основы композиции костюма, средств и свойств художественного проектирования;
  11. Рассмотреть пути творческой трансформации исторического костюма при создании современного авторского костюма.

3.    Пояснительная записка

Внешний вид человека, его одежда всегда была отражением социальных процессов, происходивших в обществе, определяла статус, положение в обществе, диктовала соответствующую манеру поведения. С другой стороны, мода в определенном смысле влияет на социум – например, в разные периоды нашей истории мода на определенные предметы одежды становились символом времени и признаком идентичности с определённой социальной группой (кожаные куртки у байкеров, джинсы-клеш, и т.д.).

Сейчас много говорится о культурной идентичности, о сохранении духовно-нравственных ценностей жителей нашей страны. Именно опора на традиции, уходящие в глубину веков и богатейшее культурное наследие позволит вырастить поколение молодежи, понимающей и чувствующей красоту русского народного костюма, испытывающей гордость за принадлежность к этой традиции.

Предлагаемая программа знакомства с историей традиционного русского костюма рассчитана на 12 занятий. Она позволяет системно и разносторонне познакомить благополучателей с историей прошлого одежды, узнать историю создания ткани, увидеть, как трансформировались костюмы на протяжении веков. Занятия помогут выработать познавательный интерес к русскому национальному костюму, расскажут о мастерстве русских женщин. Данная работа позволит показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать, для этого используются презентация видеоролики.

Все названия элементов русского народного костюма необходимо перечислить подробно, чтобы сформировалось представление о том, как выглядел традиционный женский и мужской костюмы, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты. Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется использование музейной педагогики и развивающего обучения. Для работы предлагается примерный тематический план уроков, использование которого может быть полным или частичным.

4.    Методические задачи

  1. Пробудить интерес к истокам русской культуры и национальному костюму.
  2. Воспитать интерес к жизни предков, уважение к ним.
Знать:

  • познакомить с историей возникновения русского национального костюма.
  • дать представление о процессе создания тканей и изготовления одежды.
  • знать исторические приемы и методы конструирования одежды;
  • современные технологии изготовления швейных изделий;

Уметь:
  • осуществлять анализ развития форм одежды на разных этапах истории костюма, определять последовательность и способы ее изготовления и оформления для создания новых современных форм;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций исторического костюма;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с историческими традициями оформления одежды;
  •  работать индивидуально и совместно, выполняя творческие задания.
Владеть:

  • приёмами поиска информации по заданной теме;
  • технологией создания костюма;
  • приемами стилизации природных форм.

5.    Планирование

Номер

занятия

Тема

Кол-во часов

Задачи

Урок

первый

История

создания

тканей в России

2

Познакомить с историей создания тканей.

Расширить представление о том, как создавались ткани в прошлом и как это происходит сейчас.

В России с древних времен развивалось ткачество, из льна ткали клетчатые и полосатые холсты «пестряди».   Также на Руси известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора. Это так называемые виды «набойки». Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 вв. Кубовая набойка, «Вытравка». Научить видеть красоту в окружающем мире, в тканях, которые создаются руками людей.

Урок

второй


Рубаха как основа костюма древних славян


1

Познакомить с технологией изготовления крестьянами домотканой одежды. Элементарность туникообразного кроя русского костюма, которая обусловлена модулем ширины тканого полотна (48 см.) Гармония композиции определяется объемной формой и лаконичным мягким, плавным контуром, эффект пропорциональных взаимоотношений создается ритмическим строем форм, многослойностью, распределением масс декора, в цветовом строе костюма. Архитектоника в дизайне костюма. Познакомить с русскими рубахами. Расширить представления о том, что бывает праздничная, свадебная и повседневная одежда. Особенности декоров и рукотворных вышивок, важные элементы символики и оберегов традиционной русской рубахи. Развивать интерес к познанию русской культуры.

Урок третий

История сарафана

1

Познакомить с историей появления сарафанов. Хронологическая последовательность выделенных типов сарафанов. Типы конструкций сарафанов: туникообразных, без серединного шва; косоклинный; «круглый», «с лифом». Понятие орнамента как части декора (украшение одежды). «Пазуха» - декорированная центральная часть сарафана. Изучается орнамент в одежде, его место и значение и функции. Продемонстрировать, как декорировались сарафаны. Выполняется образец вышивки счетными швами (шов роспись, крест, гобеленовый стежок, двойной крест, перекрестный крест, шов «кустики»).

Урок четвертый

Что такое понева?

1

Познакомить с бытом крестьянских женщин. Понева – поясная, набедренная одежда замужних женщин, надеваемая поверх рубахи, прообраз современной юбки. Первоначально состояла из трех орнаментированных полотнищ, собранных на «гашник», «вздержку».При разнообразии оформления всегда имеет геометрический узор. Рассказать о символах, которые использовались в одежде. Найти связь с современностью – показать, какие элементы старинных костюмов носят сейчас.

Урок пятый

Головные уборы в ансамбле русского костюма

1

Познакомить с праздничными головными уборами, выполнявшими значимую семантическую роль в ансамбле русского женского костюма (из чего изготавливался, как украшался, когда носился). Конструкция, пластика и «барельефность», изобилие декора головного убора, который как зрительное и логичное завершение женского костюма.

Найти связь с современностью – показать, какие элементы старинных костюмов носят сейчас

Урок шестой

Одежда разных возрастных групп

1

Композиция убранства костюмов народов мира. Особенности трансформации форм и силуэтов костюмов русского средневековья. Познакомить с особенностями одежды разных возрастов.

Познакомить с видами и назначением мужских и женских поясов.

Семантика изображений орнамента русской народной вышивки. Рассматривается сакральная функция орнаментов. Значение конкретных мотивов и сюжетов.

Урок седьмой

Костюмы северных губерний

1

Продемонстрировать характерные особенности костюмов в разных регионах России.

Научить узнавать регион по внешнему виду костюмов.

Урок восьмой

Костюмы южных губерний

1

Продемонстрировать характерные особенности костюмов в разных регионах России.

Научить узнавать регион по внешнему виду костюмов.

Урок девятый

Обувь крестьянская и городская

1

Совершенствовать знания о предметах народного быта, о создании обуви.

Рассказать о быте крестьян.

Научить видеть красоту в окружающем мире, в тканях, которые создаются руками людей.

Урок десятый

Украшения

1

Изучение технологий и способов изготовления объектов золотошвейной вышивки. Вводный урок курса по золотному шитью. Золотное шитье по картону.

Золотное шитье по настилу.

Шитье канителью. Расширить представления об одежде русского народа и ее украшении.

Костюмированный бал-маскарад в Зимнем дворце в феврале 1903 года – образец великолепия древнерусских костюмов, в которых широко представлены техники орнаментального, лицевого и золотного шитья.

Познакомить с назначением, символикой украшений.

Урок одиннадцатый

Традиционная русская кукла

1

Расширить представления о бытовой жизни русского народа, о его традициях. Создание куклы в костюме древних народов. Кукла как феномен культуры с воспитательными и образовательными качествами: мифологический, обрядовый, игровой. Текстильная кукла как важная составляющая семейно-обрядовой культуры. Воспитание осознанного чувства причастности к судьбе отечественной культуры. Разрабатывается кукла-манекен и весь ансамбль костюма в миниатюре, вместе с прической и аксессуарами (пояс, головной убор, украшения. Познакомить с назначением, символикой предметов, которые окружали младенцев.

6.    Общие методические указания по самостоятельной работе с теоретической информацией.

Самостоятельная работа в течение процесса обучения включает в себя самостоятельную работу в течение учебного полугодия (семестра), согласно плану, указанному в рабочей программе дисциплины, и непосредственную подготовку по темам курса в дни, предшествующие зачету/ зачету с оценкой/ экзамену.

Перечень рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, самостоятельной подготовки находится в утвержденной рабочей программе дисциплины. Конкретные литературные источники для подготовки к зачету/ зачету с оценкой/ экзамену обычно рекомендуется преподавателем, также они могут быть указаны в учебно-методических пособиях. Хорошим подспорьем здесь могут быть справочные системы.

Если занятия по дисциплине проводятся в форме лекций, то одним из основных источников подготовки зачету/ зачету с оценкой/ экзамену является конспект лекций. Учебный материал в лекции дается в систематизированном виде, основные его положения детализируются, подкрепляются современными фактами и нормативной информацией, которые в силу новизны, возможно, еще не вошли в опубликованные печатные источники.

Самостоятельная работа с конспектом является одной из основ успешного обучения. Необходимо с регулярной периодичностью просматривать конспект, освежая в памяти пройденный материал.

Правильно составленный конспект лекций содержит тот оптимальный объем информации, на основе которого учащийся сможет представить себе весь учебный материал, однако, полезно дополнять конспект материалами из литературных источников, работая в библиотеках и научных ресурсах сети интернет.

7.    Методические указания по самостоятельному конспектированию литературных источников.

При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности. Конспект может быть составлен по усмотрению учащегося исходя из специфики конспектируемого материала: с максимально кратким изложением материала (тезисы); с включением схем, рисунков, диаграмм (опорный конспект); со словарём специальной профессиональной терминологии (тезаурус). Конспект также может быть составлен в виде плана, аннотации, или подборки цитат.

8.    Методические указания по самостоятельной подготовке к защите проекта.

Формат работы

  • Лекция в сопровождении презентации (по желанию)

  • Показ видеоролика проекта

  • Дополнительные форматы работы

  • Познавательные беседы с народными мастерами

  • Посещение музеев:

  • Интерактивные занятия

  • Оформление мини-музеев и выставок

  • Праздники

В программе, помимо описания организационных и методических приемов педагогической работы, приводятся в виде приложений следующие материалы:

«Презентация «История народного костюма» - информация для педагога - сведения из исторических, этнографических, искусствоведческих источников, которые помогут педагогу интересно провести занятие.

«Видеоматериалы» - видеоматериалы по тематике занятий.

«Библиография» - литература, используемая при составлении программы.

9.    Общие методические указания по самостоятельному выполнению художественно-графических работ.


Тема

Задачи

Народная вышивка

Разрабатываются форэскизы современного костюма с элементами народной вышивки. Не менее 10 эскизов на формате А4. Детали декорируются народной вышивкой в зависимости от задумки автора либо отдельно либо уже на готовом изделии.

Золотошвейная вышивка

Разрабатываются форэскизы костюма с элементами золотошвейной вышивки. Не менее 10 эскизов на формате А4. Детали декорируются золотошвейной вышивкой в зависимости от задумки автора либо отдельно либо уже на готовом изделии.

Художественный гобелен

Разрабатываются форэскизы костюма с элементами художественного гобелена. Не менее 10 эскизов на формате А4. Детали декорируются художественной росписью в зависимости от задумки автора либо отдельно либо уже на готовом изделии.

Художественная роспись ткани

Разрабатываются форэскизы костюма с элементами художественной росписи ткани. Не менее 10 эскизов на формате А4. Детали декорируются художественной росписью в зависимости от задумки автора либо отдельно либо уже на готовом изделии.


10. Методические указания по самостоятельной подготовке доклада.

Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы. Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

Этапы подготовки доклада:

1.       Анализ предлагаемых для выбора тем доклада. Определение цели и задач;

2.       Выбор темы и планирование доклада;

3.       Подбор источников и литературы;

4.       Работа с выбранными источниками и литературой;

5.       Систематизация и анализ материала;

6.       Составление рабочего плана доклада;

7.       Письменное разложение материала по параграфам;

8.       Редактирование текста;

9.       Оформление доклада;

10.     Выступление с докладом.

Анализ предлагаемых для выбора тем доклада. Определение цели и задач:

Принципиальным и очень ответственным моментом в разработке доклада является выбор темы. Каждая тема содержит в себе определенную проблему исследования. Именно понимание проблемы определяет в первую очередь успех всей работы. Четкая постановка проблемы позволит без труда сформулировать цель.

Цель – лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится данный вид работы; она формулируется таким образом, чтобы слушатель смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность данного доклада. Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования.

Задачи – способы и условия достижения цели. Здесь необходимо определить, какие именно факты необходимо получить, какие статистические зависимости нужно установить и какие выявить тенденции.

Выбор темы и планирование доклада:

На данном этапе предстоит решить, что планируется написать и зачем. Необходимо принять решение по следующим пунктам:

o        выбор конкретной темы;

o        цели, преследуемые в работе;

o        критерии успешности конечного результата (пути решения проблемы, указанной в теме и т.п.);

o        структура и формат изложения.

Подбор источников и литературы:

Источники – это законы, различные нормативные документы и др.;

Литература – это книги, монографии, публикации в периодической печати.

Работа с выбранными источниками и литературой:

Работу с источниками и литературой следует начинать с наиболее важных и актуальных научных работ и текстов (книг, статей, диссертаций и других научных исследований) по теме доклада:

–        ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

–        ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время;

–        ознакомление с публикациями в периодической печати;

–        использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации);

–        составление библиографии;

–        ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

–        формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов).

Систематизация и анализ материала:

На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.

Составление рабочего плана доклада:

План позволит организовать построение работы в логической последовательности. Кроме того, четкая структура поможет структурировать и воспринимать материал. План включает последовательность основных разделов, их краткое содержание.

Письменное разложение материала по параграфам:

По завершении составления плана, можно переходить к созданию текста доклада. Текст должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью. Необходимо обратить внимание на два момента:

•         строгое следование структуре доклада;

•         уточнение названий пунктов в содержании доклада.

Редактирование текста:

Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ доклада, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике, раскрывает ли полностью выбранную тему.

Оформление доклада:

Доклад выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word; объем: 5-10 страниц текста (приложения к работе не входят в ее объем). Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц снизу страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. Количество источников и литературы: не менее 5-8 различных источников и литературы.

При оформлении работы соблюдаются поля:

левое – 25 мм;

правое – 10 мм;

нижнее – 20 мм;

верхнее – 20 мм.

Структура доклада включает в себя следующие части:

1. Титульный лист.

2. План (оглавление, содержание). В нем последовательно излагаются названия пунктов доклада (простой план). Доклад может структурироваться по главам и параграфам (сложный план). Здесь необходимо указать номера страниц, с которых начинается каждый пункт плана. Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки каждой главы, параграфа печатаются в середине строчки, в конце заголовка точка не ставится. Не допускаются кавычки и переносы слов.

3. Вводная часть (введение). Формулируется тема доклада, определяется место рассматриваемой проблематики среди других научных проблем и подходов, т.е. автор объясняет ее актуальность и значимость. Даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема.

Далее раскрывают цель (например, показ разных точек зрения, разных подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны деятельности).

4. Основная часть. Структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Основной материал излагается в форме связного, последовательного, доказательного повествования, иллюстрации автором основных положений. Подбор материала в основной части доклада должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в докладе. Оформляются ссылки и цитаты в соответствии с правилами:

5. Заключение. Подводятся итоги выполненной работы, краткое и четкое изложение выводов, анализ степени выполнения поставленных во введении задач. Подтверждается актуальность проблемы и перспективность, предлагаются рекомендации. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части.

6. Список используемой литературы. В этой части указываются источники и литература, положенные в основу доклада: изученные обучающимся в процессе написания работы (монографии, статьи, учебники, справочники, энциклопедии и проч.).

Расположение источников и литературы следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавия документов. В список вносится перечень всех источников и литературы, изученных обучающимся в процессе работы над докладом. Список должен содержать не менее 5-8 различных источников и литературы.

7. Приложение. Иллюстративный материал составляется параллельно написанию доклада. В него выносится только самое главное по работе: выводы, обобщения, результаты сделанного автором анализа, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы, таблицы вспомогательных цифровых данных.

Иллюстративного материала не должно быть слишком много, не более 10 страниц. На все таблицы, рисунки, схемы, графики должны быть сделаны ссылки: «Составлено автором», либо ссылка на источник.

Выступление с докладом:

Доклад, как форма текущего контроля, предполагает 10-15-минутное выступление студента.

При оценивании доклада учитывается умение выделить актуальные научные работы по выбранной теме; проанализировать изученный материал с выделением наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений и научных положений; умение логически выстроить материал доклада.

Библиография

Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004

Волкова Я.В. Хранители дома и семьи.  М. Ихдательство "Хоббитека", 2018

Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1989

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая Российская энциклопедия, 1995.

Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002

Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004

Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994

Мерцалова М.Н. "Поэзия народного костюма", М., Молодая Гвардия, 1988

Молотова Л.Н., Соснина Н.Н., Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29—30

Новосад Н.Г. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989

Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, М.,1994

Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991

Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006

Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004

Срезневский И. И., Словарь древнерусского языка

Шпикалова Т.Я. В мире народного творчества М.,1998

Энциклопедия. Царство людей. Издательство “Росмэн”, М., 1994


ИНКЛЮЗИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ "ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ" Традиционный русский костюм сегодня: возрождение культурной идентичности